Материалы уголовного дела в административном деле

Содержание
  1. Как ознакомиться с материалами административного дела
  2. Почему важно ознакомление с материалами дела?
  3. Какие документы должны быть предоставлены стороне производства?
  4. Кто может ознакомиться с материалами дела?
  5. Как ознакомиться с материалами административного дела: пошаговая инструкция
  6. Возможные проблемы
  7. Материалы дела не дают
  8. Материалы дают, но не полностью
  9. В документах указаны недостоверные данные
  10. Как ознакомиться с материалами дела в суде?
  11. Ознакомление с материалами административного дела
  12. Право на ознакомление с материалами административного дела
  13. Нюансы при ознакомлении с административным делом
  14. Кто может знакомится с материалами административного производства?
  15. Ходатайство об ознакомлении с административным производством
  16. Образец ходатайства об ознакомлении с материалами административного дела                                                                                                                
  17. Производство по административным делам
  18. Возбуждение административного производства и направление его по подведомственности.
  19. Рассмотрение дела об административном правонарушении
  20. Пересмотр постановлений и решений по делу об административном правонарушении
  21. Исполнение постановления по делу об административном правонарушении
  22. Материалы об административных правонарушениях
  23. Структура материалов дела об административном правонарушении
  24. Формирование материалов дела об административном правонарушении
  25. Движение материалов дела об административном правонарушении
  26. Как ведётся производство об административных нарушениях
  27. Понятие и задачи административного производства
  28. Стадии производства по делам об административных правонарушениях
  29. Виды производства об административных правонарушениях

Как ознакомиться с материалами административного дела

Материалы уголовного дела в административном деле

Если водитель нарушил ПДД и это заметил инспектор, на месте составляется протокол, возбуждается административное производство. По результатам виновного привлекают к ответственности. Согласно ст. 15.1 КоАП РФ, каждый участник производства наделяется правом ознакомления с материалами дела. Кроме того, в некоторых случаях это обязательно.

В статье рассмотрим, как и кто может ознакомиться с документами по административному делу, куда обращаться, что для этого понадобиться и как решить возможные проблемы, с которыми приходится сталкиваться многим гражданам.

Почему важно ознакомление с материалами дела?

Материалы дела – это документы, оформляемые в процессе административного расследования сотрудниками ГИБДД. Если нарушение серьезное и стоит вопрос об аресте или лишении водительских прав, они передаются в суд.

До передачи в суд материалы могут запросить для ознакомления участники разбирательств. Это важно, особенно если кто-либо из них считает, что их права нарушены инспекторами.

Еще один немаловажный момент – изучение протокола. Он оформляется на месте, где был остановлен водитель. Впоследствии дается ему под роспись.

Если тот не согласен с содержанием протокола, на нем делается соответствующая отметка. Отказываться от подписания бессмысленно: отказ будет зафиксирован инспектором в присутствии двух свидетелей.

Лучше обозначить свое несогласие, а затем его обжаловать.

После оформления протокол приобщается к остальным материалам. После этого они будут использоваться в суде при разбирательствах в рамках административного производства. Если судебное решение для привлечения к ответственности по закону не требуется, соответствующее постановление оформляется в ГИБДД.

Можно выделить несколько причин, по которым крайне важно изучить материалы дела:

  1. Повышается шанс успешной защиты собственных прав в суде. Если интересы гражданина защищает юрист, он обязательно должен изучить официальные документы, а не руководствоваться доводами и показаниями клиента. Нужно действовать, исходя из фактических обстоятельств. Если юрист обещает 100% выигрыш, есть вероятность, что он недобросовестный: до изучения материалов ни один хороший правозащитник не даст такой гарантии.
  2. Снижается риск лишения водительских прав. Нередко инспекторы ГИБДД допускают ошибки, в том числе и при трактовке ПДД или КоАП РФ, неправильно квалифицируя правонарушения. Автовладелец или юрист это заметит, изучив материалы, и при необходимости все обжалует.

Если в ДТП пострадал человек (другой водитель, пешеход), он как участник тоже по закону имеет доступ к материалам. Изучив их, он сможет самостоятельно или с помощью юриста защитить свои права и добиться справедливого наказания для виновного. Это особенно актуально, если есть вероятность, что тот пытается избежать ответственности.

Какие документы должны быть предоставлены стороне производства?

Согласно действующему законодательству, в состав материалов входят следующие документы:

  • протокол (оформляется инспектором на месте остановки виновного водителя);
  • объяснительная записка гражданина, совершившего правонарушение (обычно составляется в подразделении ГИБДД);
  • экспертные заключения (если проводилась медицинская, техническая или иная экспертиза);
  • показания свидетелей и потерпевших в письменном виде;
  • ходатайства участников производства в суде.

Также в состав могут входить иные документы и материалы, используемые при административном расследовании. Например, видео- и аудиозаписи.

Если материалы еще не переданы в суд, ознакомиться с ними можно в подразделении ГИБДД, где ведется административное производство. В остальных случаях их можно запросить в суде, подав соответствующее ходатайство.

Кто может ознакомиться с материалами дела?

Подать заявление или ходатайство о выдаче копий документов могут участники разбирательств или их представители:

  • Виновное лицо, в отношении которого возбуждено производство;
  • Пострадавшая сторона;
  • Законные представители виновных или потерпевших;
  • Представители юридического лица, если в деле фигурирует организация.

Если для полноценного расследования требуется участие специалистов или экспертов, материалы для ознакомления передаются им. Важно, чтобы они были незаинтересованными лицами и обладали знаниями, необходимыми для оказания содействия.

Как ознакомиться с материалами административного дела: пошаговая инструкция

Чтобы получить копии материалов до передачи в суд, нужно обратиться в отделение ГИБДД, занимающееся административным расследованием. Документы оформляются следователем или дознавателем ведомства, но можно запросить их и у начальника.

В статье представлена базовая информация, но большинство случаев имеет индивидуальный характер. В связи с чем на нашем сайте работают дежурные юристы к которым вы можете обратиться по телефонам:

При обращении Вы получите консультацию именно по Вашей проблеме.

Как выглядит процедура пошагово:

  1. Участник производства приходит в инспекцию с паспортом, составляет на месте заявление о предоставлении материалов.
  2. В день обращения гражданину предоставляются все данные.

Во время визита рекомендуется скопировать все документы на флэшку, а также сфотографировать доказательства и остальные материалы на телефон.

Но лучше всего вести видеосъемку – она более информативна, однако инспекторы могут отказать в этом, сославшись на запрет ведения съемки в подразделениях правоохранительных органов.

Это не так: ни одним законодательством не установлен запрет на ведение съемки в открытых помещениях, куда имеют доступ все граждане.

Возможные проблемы

Помимо запрета на ведение съемки, существует ряд других проблем, с которыми приходится сталкиваться гражданам:

  1. Отказывают в предоставлении материалов. Для виновного это может означать, что его пытаются привлечь к ответственности незаконно, для пострадавшего – наоборот смягчение ответственности для виновника.
  2. Дают не все документы. Чаще всего это происходит, если инспекторы не успели все оформить, либо где-то допустили ошибку.
  3. В материалах указаны неправильные сведения о сторонах разбирательств, обстоятельствах ДТП. Здесь возможны разные варианты: как попытка сделать невиновного виновным, так и элементарная неграмотность сотрудников.

Рассмотрим каждую ситуацию и выход из нее подробно.

Материалы дела не дают

Если участнику не дают документы для ознакомления, это нарушает положения ст. 25.1 КоАП РФ. Нужно запросить письменный отказ, а затем обжаловать его через вышестоящего руководителя ГИБДД или в суде.

Материалы дают, но не полностью

Важно учитывать, что дело должно быть прошито и пронумеровано, чтобы нельзя было в любой момент взять оттуда документы. Если гражданин обнаруживает, что какого-либо материала не хватает (например, рапорта), нужно сообщить об этом сотруднику и потребовать объяснений.

В документах указаны недостоверные данные

Под недостоверными данными подразумевается указание неверных Ф.И.О., обстоятельств ДТП, схемы с места аварии. На это нужно указать сотруднику ГИБДД и потребовать исправления.

Если неверно заполненные документы уже передали в суд, доказать свою правоту можно с помощью видеозаписей или показаний свидетелей. До передачи можно обжаловать все через руководителя ведомства.

Как ознакомиться с материалами дела в суде?

Если материалы уже переданы в суд, но по каким-либо причинам участник не ознакомился с ними в ГИБДД, он вправе подать ходатайство об ознакомлении уже во время разбирательств.

В ходатайстве указываются следующие данные:

  • название суда;
  • реквизиты административного дела;
  • Ф.И.О., статус заявителя (потерпевший, представитель, и пр.);
  • дата составления;
  • просьба о предоставлении материалов.

В конце ставится подпись заявителя.

Скачать образец ходатайства об ознакомлении с административным делом

Подать ходатайство можно как во время заседания, так и в другой день. Для этого достаточно принести его лично в канцелярию суда, или отправить его Почтой России. На заседании достаточно устного ходатайства. Отказать в его удовлетворении суд не сможет – нет оснований, а право на ознакомление с материалами закреплено за участниками ст. 25.1 КоАП РФ.

Ознакомившись с материалами административного дела, можно выявить допущенные ошибки и вовремя оспорить все в судебном порядке. Также это дает возможность выстроить эффективную линию защиты в суде и избежать крупного штрафа или лишения водительских прав.

Источник: https://niavto.ru/poleznaya-informaciya/oznakomitsya-s-administrativnym-delom/

Ознакомление с материалами административного дела

Материалы уголовного дела в административном деле

      Ознакомление с материалами административного дела – вопрос не простой.

   Наши адвокаты по лишению водительских прав и другим административным производствам готовы сделать ознакомление за Вас. Более того, выгода будет в том, что все пройдет с нами профессионально и в срок.

Право на ознакомление с материалами административного дела

   При составлении протокола об административном правонарушении, законодатель наделил вас правами в соответствии со ст. 25.1 КоАП:

  • требовать разъяснения своих прав у сотрудника правоохранительных органов;
  • давать объяснения по факту произошедшего;
  • представлять доказательства, на которые ссылаетесь;
  • пользоваться юридической помощью;
  • знакомится с материалами административного производства.

Нюансы при ознакомлении с административным делом

   При ознакомлении с материалами административного дела, вы должны обратить внимание на тот факт:

  1. кем был вынесен Протокол об административном правонарушении поскольку его имеет право составлять только лицо в пределах компетенции которого имеются данные полномочия. Например, сотрудник ППСМ не имеет право составить протокол об административном правонарушении за переход дороги на запрещающий сигнал светофора. В ином случае, данный протокол будет считаться недействительным.
  2. также стоит отметить, что опечатки в дате и времени совершения правонарушения также влекут недействительность данного протокола.
  3. помните, обжалование постановления суда об административном правонарушении ваше законное право, как гражданина.

Кто может знакомится с материалами административного производства?

  • Лицо, привлекаемое к ответственности;
  • Сотрудники правоохранительных органов;
  • Представители сторон по доверенности.

Внимание: смотрите видео по защите прав в административных делах, а также подписывайтесь на наш канал , чтобы узнавать советы адвоката и получать бесплатную консультацию юриста Екатеринбурга через комментарии к ролику.

Ходатайство об ознакомлении с административным производством

   Чтобы приступить к процедуре доказывания собственной невиновности, необходимо хорошо подготовится к судебному процессу. Для этого, нужно понимать какие документы имеются в деле и какие доказательства лежат в основе обвинения.

   Вам нужно подать ходатайство об ознакомлении с материалами административного дела в состав суда, который будет рассматривать ваше дело как минимум за неделю до судебного разбирательства, поскольку суд имеет право ознакомить вас в течении 5 дней со дня принятия вашего ходатайства. Обратите внимание что также существует срок обжалования штрафа ГИБДД. Вы можете сами подать официальное ходатайство об ознакомлении с административным делом, заполнив соответствующую форму.

   Здесь указывается следующая информация:

  • наименование инстанции, где рассматривается процесс;
  • сведения о лице, против которого начато делопроизводство;
  • список просьб и требований;
  • дата, подпись.

       Комплексное ознакомление с делом об административном правонарушении можно начать в суде.

Ни адвокат, ни обвиняемый не могут выносить материалы за пределы инстанции, но они могут их фотографировать, переносить на иные источники информации. Это тоже указывается при подаче соответствующего запроса.

Не забывайте, установление степени вины в ДТП будет устанавливаться непосредственно в суде и для вас будет лучше, если вы будете во всеоружии.  

   Чтобы получить разрешение на ознакомление с административным делом путем фотографирования, необходимо грамотно заполнить заявление.

Образец ходатайства об ознакомлении с материалами административного дела                                                                                                                

                                                                 От:  ЗАЯВИТЕЛЬ

                                                               (адрес заявителя и телефон)

ХОДАТАЙСТВО

НА ОЗНАКОМЛЕНИЕ С АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛОМ

   В производстве вашего суда будет рассмотрено дело об административном правонарушении в отношении заявителя.                                                                                   

   Граждане вправе по своему желанию знакомиться со всеми материалами дела. Могут заявлять письменные и устные ходатайства и отводы суду, а также иными процессуальными правами, о чем гласит Кодекс.

   На основании вышеизложенного

ПРОШУ:

  1. Рассмотреть данное ходатайство на ознакомление с административным делом
  2. Разрешить заявителю ознакомиться с материалами данного дела об административном правонарушении путем фотографирования.

(фамилия и инициалы)          (подпись)

Источник: https://katsaylidi.ru/article/oznakomlenie-s-materialami-administrativnogo-dela

Производство по административным делам

Материалы уголовного дела в административном деле

Практически каждый человек в нашей стране совершает административное правонарушение. Несомненно, большую часть административных правонарушений составляют нарушения в области безопасности дорожного движения, т.е. за нарушения правил дорожного движения.

Как известно ездить и не нарушать правила дорожного движения практически не возможно… то поворотник забудешь включить, то задумаешься и скорость превысишь, а то и вовсе на красный свет пролетишь…
Подобная категория административных дел не является единственной.

Кодекс административных правонарушений запрещает большой комплекс деяний под страхом привлечения к административной ответственности.
Но… за что бы человека не привлекали к административной ответственности, стадии производства по делам об административных правонарушениях всегда одни.

Знание этих стадий и своих прав поможет Вам избежать незаконного привлечения к административной ответственности и максимально эффективно защитить свои права.
Итак…
Для начала давайте разберем, что же такое административное правонарушение.
Согласно ст. 2.1.

КоАП РФ Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В ходе производства по административному делу должностное лицо должно всесторонне и полно (т.е. с учетом всех обстоятельства дела), объективно и своевременно выяснить обстоятельства дела и принять по его результатам законное решение, которое может быть двух видов: прекращение дела или привлечение к административной ответственности.

Вместе с этим, задачами административного производства является выявление причин и условий способствующих совершению административных правонарушений. Так, к примеру, продажа алкоголя в ночное время приводит к увеличению ДТП с участием лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения.
Любое производство по административным делам включает в себя, как правило, четыре этапа. Их может меньше, в случае если лицо согласно с привлечением и не обжалует решение суда первой инстанции. Каждый этап включает в себя ряд мероприятий обязательных для этой стадии.
Давайте их рассмотрим.

Возбуждение административного производства и направление его по подведомственности.

Для возбуждения дела об административном правонарушении нужен повод, т.е. какое-то событие из которого будет понятно, что имеются признаки нарушения административного закона.
Этими поводами могут служить:
– непосредственное обнаружение административного правонарушения или его признаков, должностным лицом.

При этом должностное лицо, должно относиться к тому ведомству, которое за данное нарушение уполномочено составлять протокол. Например, за нарушения в области безопасности дорожного движения сотрудник ДПС, за нарушения в сфере пожарной безопасности сотрудники пожарного надзора, за нарушения антимонопольного законодательства- сотрудники ФАС и т.д.

– сообщения об административном правонарушении из правоохранительных органов или других государственных органов о наличии события административного правонарушения.
К примеру, когда в результате расследования уголовного дела по краже (уголовное преступление) будет установлено, что подозреваемый совершил еще и мелкое хищение.

– сообщения и заявления граждан или юридических лиц о совершении административного правонарушения. Наряду с указанными лицами подобные сообщения могут быть получены уполномоченными лицами и из сообщений в средствах массовой информации.

– фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. Те самые камеры, которые устанавливают на дорогах для фиксации превышения скорости, пересечения сплошной линии и т.д.
Конечно это список не полный. Законом предусмотрены и иные поводы, но перечисленные являются самыми распространенными, т.к. касаются большинства административных правонарушений.
Отсутствие повода и достаточных данных о совершенном административном правонарушении является препятствием для возбуждения административного производства.
Возбуждать дела по административным правонарушениям может только должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:
– составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;
– составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. К примеру, по ст. 20.21 КоАП РФ (появление в общественных местах в состоянии опьянения) предусмотрена ответственность в виде административного ареста сроком на 15 суток. Такое наказание может назначить только суд. Но, перед тем, как задержанного доставить в суд для рассмотрения дела на него составляется протокол по ст. 20.21 КоАП РФ. Именно с момента составления этого протокола административное дело считается возбужденным.
– непосредственно с составления протокола об административном правонарушении. В последствии этот протокол будет передан на рассмотрение в уполномоченные на его рассмотрение органы.

-вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования. Такое случается довольно таки часто, и происходит, когда для передачи дела уполномоченному для рассмотрения органу необходимо провести проверочные мероприятия (к примеру экспертизы).

-вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае назначения виновному лицу наказания в виде предупреждения или штрафа. Так называемая упрощенная форма. Когда привлекаемое к административной ответственности лицо, признает свою вину и не возражает против привлечения его к ответственности.

В этом случае протокол об административном правонарушении не составляется. Вместо него сразу выносится постановление о привлечении к административной ответственности. Таким образом, начало и окончание административного производства совпадают (статья 28.6 КоАП РФ).

На этом стадия возбуждения дела об административном правонарушении заканчивается и последним действием должностного лица на этом этапе является направление протокола об административном правонарушении лицу уполномоченному его рассматривать.

Рассмотрение дела об административном правонарушении

После получения протокола об административном правонарушении судья или орган уполномоченный рассматривать его приступает к подготовке к рассмотрению.

Подготовка к рассмотрению протокола включает в себя разрешение следующих вопросов: относится ли данное дело к их компетенции, есть ли обстоятельства, которые бы исключали возможность рассмотрение дела (к примеру судья является близким родственником лица, привлекаемого к административной ответственности); относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела; правильно ли составлен сам протокол об административном правонарушении и иные материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; в полном ли объеме собраны материалы для рассмотрения протокола, а так же имеются ли заявления или ходатайства по делу.

По результатам подготовки принимается решение о принятии дела к производству или же материал должен быть направлен на доработку и исправления недостатков.
Одновременно с принятием протокола к производству разрешаются вопросы о дате, месте и времени рассмотрения протокола; о вызове необходимых лиц в судебное заседание; о необходимости наложения обеспечительных мер и другие.
Как правило, по сложившейся практике протокол об административном правонарушении рассматривается по месту совершения правонарушения. Однако, по ходатайству лица, в отношении которого ведется административное дело оно может быть направлено для рассмотрения по месту его регистрации.
Дела об административном правонарушении могут рассматриваться уполномоченными на то лицами (ГИБДД, ФАС, пожарная инспекция и т.д.) или судьями.
Сроки рассмотрения дел об административном правонарушении установлены КоАП РФ и зависят от того, каким органом рассматривается.
Так дела по протоколам составленных по результатам фиксации административного правонарушения фото и видео камерами рассматриваются в течении 15 дней. Материалы, которые относятся к компетенции суда, рассматриваются в двухмесячный срок, в случае если за правонарушение предусмотрено наказание в виде административного задержания – в течении 48 часов.
По результатам рассмотрения административного материала выносится одно из двух постановлений: о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу.

Пересмотр постановлений и решений по делу об административном правонарушении

Зачастую постановление о привлечении к административной ответственности не устраивает лицо, которое к этой самой ответственности привлечено. В этом случае законом дается право на обжалование решения суда первой инстанции.
Жалоба на постановление подается через тот суд или орган, который вынес постановление в первой инстанции.

В течении 3 суток дело должно быть направлено в орган в полномочия которого входит пересмотр постановления.
Жалоба на постановление решения органа первой инстанции подается в течении 10 дней со дня вынесения постановления.
При подготовке жалобы к рассмотрению решаются вопросы аналогичные тем, которые разрешаются на стадии подготовки к рассмотрению протокола.

По результатам рассмотрения жалобы выносится одно из следующих решений:
– оставить постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения;
– об изменении постановления, если при этом не ухудшается положений лица, в отношении которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности;
– об отмене постановления и о прекращении производства по делу;
– об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение;
– об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
Важным моментом на этом этапе является то обстоятельство, что до рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, оно не является вступившим в законную силу. В день рассмотрения жалобы, постановление вступает в законную силу и человек считается привлеченным к административной ответственности.
Но на этом дело не заканчивается))))
Даже вступившее в законную силу решение суда возможно обжаловать. Рассмотрение вступивших в законную силу постановлений осуществляется кассационными судами общей юрисдикции, в том числе кассационный суд военный суд, Верховный суд.

Исполнение постановления по делу об административном правонарушении

Эта стадия является заключительной. Ей, собственно, оканчивается все процессуальные действия по делу.

Постановление подлежит исполнению с момента вступления его в законную силу, а именно:
– когда истекает срок, установленный для обжалования после истечения срока, установленного для обжалования постановления, если оно не было обжаловано или опротестовано;
– после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если оно не было обжаловано или опротестовано, за исключением тех случаев, когда решением отменяется вынесенное постановление;
– немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением тех случаев, когда решением отменяется вынесенное постановление.

Постановление по делу об административном правонарушении обращается к исполнению судом или органов, вынесшим постановление. Порядок исполнения определяется КоАП РФ.

Статья 31.9 КоАП РФ устанавливает давность исполнения постановления о назначении административного наказания.

Оно, по общему правилу, не подлежит исполнению, если не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу.

Если лицо, в отношении которого вынесено постановление, уклоняется от его исполнения, течение срока давности прерывается и возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые могло быть обращено взыскание.

Источник: http://vsesakony.ru/proizvodstvo/

Материалы об административных правонарушениях

Материалы уголовного дела в административном деле

Как и любая государственно-властная деятельность, административная юстиция подлежит документированию – отражению в установленных в законе источниках-документах.

Цели документирования юрисдикционной деятельности следующие:

  • обеспечение достоверности и проверяемости решения юрисдикционного органа;
  • обеспечение прав и законных интересов лиц, участвующих в деле;
  • обеспечение законности при производстве по делу, в том числе соблюдения юрисдикционным органом материальных и процедурно-процессуальных норм.

Определение 1

Материалы дела об административном правонарушении – документы, составленные или полученные в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также иные имеющие доказательственное значение предметы, приобщенные к делу.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Замечание 1

От материалов дела следует отличать само дело об административном правонарушении, которое, как и любое юридическое дело, представляет собой конкретный жизненный случай (административное правонарушения), по факту которого осуществляется правоприменительная деятельность.

Структура материалов дела об административном правонарушении

В состав материалов дела входят различные группы источников информации. С содержательной точки зрения в административное дело включены следующие группы материалов.

  1. Доказательства – фактические данные, лежащие в основе принятия юрисдикционным органом решения по существу дела об административном правонарушении. В качестве доказательств используются объяснения или показания лиц, участвующих в деле; экспертные заключения; показания технических средств; вещественные доказательства и т. п.
  2. Процессуальные документы, в которых отражаются совершенные юрисдикционными органами и их должностными лицами действия и принятые решения. Среди процессуальных документов основной – это протокол (о правонарушении, о задержании, досмотре, аресте товаров, временном запрете деятельности и т. п.), а также определения и постановления юрисдикционных органов. Помимо документов, составляемых правоприменителем, в деле могут присутствовать и документы иных участников – ходатайства, жалобы.
  3. Документы делопроизводства, который отражают такой аспект рассмотрения дела об административном правонарушении, как его движение. К таким документам можно отнести извещения, письма (например, при направлении дела лицу, уполномоченному на его рассмотрение).

Замечание 2

Следует учитывать, что процессуальная форма в административном производстве является более простой, чем в уголовном или гражданском судопроизводстве. Поэтому основной источник доказательств – протокол, совмещает в себе и процедурную, и доказательственную природу.

Формирование материалов дела об административном правонарушении

Исходя из презумпции невиновности, действующей в производстве об административных правонарушениях, доказывание вины лица, привлекаемого к ответственности, возложено на юрисдикционный орган. Поэтому именно данный орган формирует материалы дела о правонарушении для их рассмотрения по существу.

Материалы дела могут быть получены путем:

  • совершения процессуальных действий;
  • применения аудио-, видеозаписи, фото- и киносъёмки;
  • применения специальных технических средств, фиксирующих нарушения установленных правил в автоматическом режиме;
  • направления иными государственными или муниципальными органами, физическими или юридическими лицами.

С точки зрения момента получения материалы дела могут быть разделены на:

  • материалы, послужившие поводом к возбуждению дела об административном правонарушении;
  • материалы, полученные в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении;
  • материалы, представленные после вынесения постановления по делу в целях отмены решения за его необоснованностью или незаконностью.

Движение материалов дела об административном правонарушении

В процессе рассмотрения дела об административном правонарушении материалы дела могут перемещаться в пространстве:

  • передаваться субъектом, не уполномоченным на рассмотрение дела (заявления, материалов), уполномоченному субъекту;
  • передаваться в порядке инстанционности (лицом, составившим протокол о правонарушении, – лицу, которое уполномочено рассмотреть дело; лицом, рассмотревшим дело, – вышестоящему органу или должностному лицу в случае обжалования);
  • предоставляться для ознакомления лицам, участвующим в деле (правонарушителю, потерпевшему, эксперту и т. п.).

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/chto_takoe_administrativnoe_pravo/materialy_ob_administrativnyh_pravonarusheniyah/

Как ведётся производство об административных нарушениях

Материалы уголовного дела в административном деле

Процесс возбуждения дела за административное правонарушение и этапы его рассмотрения вплоть до обжалования решения суда входят в понятие производства об административных правонарушениях. Каждая его стадия обладает собственными особенностями. В этой статье рассмотрим нюансы их прохождения и весь процесс производства об административных правонарушениях.

Понятие и задачи административного производства

В процессе административного производства важно изучить обстоятельства произошедшего объективно, своевременно и в полном объёме. Следствие и суд ставят целью выявить причины, которые побудили человека совершить данное правонарушение.

Характеристики административного производства включают:

  • Краткость. В отличие от разбирательства по уголовным делам, правонарушения в рамках КоАП РФ расследуюи быстро.
  • Отсутствие обвинителя.
  • Возможность осуществить данное производство разными должностными лицами, а не только судьями.

КоАП РФ в 4 главе определяет порядок производства по административным делам, перечень его участников, их обязанностей и прав. Важной стороной дела является определение предмета доказывания и оценка доказательств. Административный кодекс также определяет обеспечение возбуждения и рассмотрения дел, а также их обжалования и пересмотра.

Ведение дел об административных правонарушениях отведено федеральным властям и субъектам РФ. На уровне субъектов определяют подведомственность нарушений закона. Федеральная власть вправе:

  • Устанавливать порядок административного производства.
  • Порядок исполнения решений, принятых уполномоченными должностными лицами.
  • Подсудность дел.

Административные дела могут быть подсудны не только судам, но и комиссиям по делам несовершеннолетних, а также иным федеральным госорганам.

В отношении производства об административных правонарушениях установлен ряд принципов:

  • Законность.
  • Состязательность. Необходимо доказать вину, но сам подозреваемый не обязан доказывать собственную невиновность.
  • Гласность, что требует открытого рассмотрения дела с доступом других людей к информации о нём.
  • Объективность. Дело необходимо рассмотреть, не занимая чью-либо сторону.
  • Равенство участников дела перед законом.
  • Эффективность процесса – дело нужно рассмотреть с минимумом затрат времени и финансовых средств.

Важный аспект административного производства – наличие особых обстоятельств, при которых производство прекращают или не начинают проводить.

К таким обстоятельствам относятся:

  • Отсутствие правонарушения.
  • Отсутствие его состава. То есть правонарушение совершено, но, например, виновный младше 16 лет, следовательно, он не может быть признан субъектом правонарушения и состав сформировать нельзя.
  • Нарушение возникло в ходе действий при крайней необходимости.
  • Издание акта об амнистии.
  • Положения закона, на основании которых можно было привлечь к ответственности, утратили силу.
  • Смерть нарушителя.
  • Истечение срока давности.
  • Передача материалов дела в прокуратуру.

Российское законодательство определяет закрытый перечень участников административных дел. Ими могут быть:

  • Нарушитель закона.
  • Потерпевший.
  • Представители сторон.
  • Защитники.
  • Уполномоченные по правам бизнесменов, когда затронуты их интересы.
  • Свидетели.
  • Понятые.
  • Эксперты и специалисты.
  • Прокурор.
  • Переводчик, если среди участников дела есть люди, не владеющие языком, на котором ведётся производство по делу.

Не во всех административных делах представлен полный перечень этих участников. Он формируется в зависимости от совершённого нарушения закона.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях

Любое дело по факту нарушения норм КоАП включает в себя следующие стадии:

  • Возбуждение дела.
  • Рассмотрение случившегося происшествия и всех обстоятельств дела.
  • Принятие решения.
  • Его исполнение.
  • Пересмотр вердикта, если какая-либо из сторон дела будет не согласна с решением.

Каждая стадия имеет ряд обязательных процессуальных действий. Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении может быть:

  • Должностное лицо, уполномоченное составлять протоколы об административных правонарушениях, установило факт нарушения.
  • Граждане или госорганы подали заявление и материалы по факту нарушения в полицию.
  • На основании сообщений в СМИ о совершённом нарушении.

В отличие от возбуждения уголовного дела, административное возбуждают в более простом порядке. Оно возбуждено, когда:

  • Составлен протокол.
  • Есть постановление прокурора.
  • Уполномоченный сотрудник вынес определение о возбуждении дела.

Перечень лиц, которые наделены должностными полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях, перечислены в статьях 23.1-23.61 КоАП РФ. Право оформления протоколов также обладает ряд должностных лиц, которые перечислены в статье 28.3 КоАП РФ.

В тексте протокола обязательно указывают:

  • Место и дату его оформления.
  • ФИО и должность оформившего его лица.
  • Сведения о нарушителе.
  • Данные потерпевших и свидетелей.
  • Описание обстоятельств произошедшего.
  • Место и время совершения нарушения закона.
  • Ссылка на соответствующую статью КоАП РФ.
  • Объяснение подозреваемого, данное им в письменном виде.

В случае неточностей в протоколе, закон даёт трое суток на его исправление и ещё сутки на повторную подачу в суд. Судья вправе вынести постановление о прекращении дела на основании ошибок в протоколе.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (495) 266-02-45

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 603-78-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20

Наиболее важной стадией является рассмотрение обстоятельств дела. На этом этапе должностное лицо должно изучить все нюансы произошедшего, собрав доказательную базу вины лица, совершившего правонарушение.

При подготовке и оценке материалов должностное лицо устанавливает:

  • Находится ли дело в его компетенции.
  • Правильность составления протокола.
  • Отсутствие интереса должностных лиц в конкретном исходе дела.
  • Нет ли обстоятельств, при которых дело должно быть прекращено.
  • Необходимость сбора дополнительных данных.
  • Ходатайства сторон.

Подготовка материалов по делу заканчивается вынесением определения. В этом документе указывают:

  • Данные лиц, которых нужно вызвать для опроса по делу.
  • Место и время разбирательства по делу.
  • Если в протоколе найдены ошибки, то указывают какие именно и отправляют протокол на исправление.
  • При необходимости материалы на основании определения передают по подведомственности.
  • Также в некоторых случаях указывают факт переноса рассмотрения дела.

В случае неявки лица, которое должно присутствовать при рассмотрении административного дела, уполномоченные сотрудники вправе привести его принудительно.

Рассматривать дела об административном правонарушении можно по место их совершения или по месту нахождения госоргана, который их рассматривает. В отношении несовершеннолетних правонарушителей дела рассматривают по месту их проживания.

Для нарушений, в которых было повреждено транспортное средство, предусмотрен порядок их рассмотрения по месту регистрации ТС.

Компетентные должностные лица обязаны рассмотреть дело в течение 15 дней с момента получения протокола. Если при этом найдут новые обстоятельства, то срок разрешено продлить, максимум на 30 дней.

Отдельно установлен порядок и сроки рассмотрения нарушений, наказанием за которые может быть арест. Судебное разбирательство по ним происходит в день получения протокола. Если нарушитель ранее уже привлекался за нарушение норм КоАП РФ, то его дело рассмотрят в течение 48 часов. Это время он проведёт под стражей.

Данная стадия является определяющей для установления вины обвиняемого и назначения ему наказания.

Нарушитель обязан присутствовать при рассмотрении его дела, за исключением случаев, когда он подал ходатайство о рассмотрении дела без его участия, и ходатайство было удовлетворено судом.

В отношении задержанных за мелкое хулиганство, распитие спиртного и нахождение пьяным в общественных местах, а также уже привлекавшихся к ответственности ранее, такое ходатайство не удовлетворят.

В случае неявки таких нарушителей вердикт не вынесут, а их привлекут к суду в принудительном порядке.

Сам процесс рассмотрения дела проходит следующим образом:

  • Объявление должностным лицом основной информации о себе, деле, нарушителе и статье, по которой его хотят наказать.
  • Проверяют, кто пришёл на заседание суда, а кто не явился.
  • Проверяют были ли уведомлены стороны о заседании по делу.
  • Уточняют полномочия представителей и защитников.
  • Объясняют права и обязанности сторон.
  • Рассматривают отводы и иные заявления сторон.

По ряду причин заседание может быть перенесено. Это делает, когда:

  • Судья взял отвод.
  • Участники дела заявили отводы экспертам.
  • Нужно собрать дополнительные материалы по факту правонарушения.
  • Суд вынес постановление о приводе не явившегося правонарушителя.
  • Дело передают по подведомственности.

При продолжении рассмотрения дела, будут прочитаны сведения из протокола. Оценка доказательств позволяет суду оценить:

  • Факт совершения правонарушения.
  • Обстоятельства его совершения.
  • Вину подозреваемого.
  • Размер ущерба.
  • Смягчающие обстоятельства (если таковые есть).
  • Наличие причин, исключающих производство по делу.

В качестве доказательств выступают данные, полученные в ходе опроса потерпевшего, обвиняемого, свидетелей и экспертов, а также документальные, аудио, фото и видеоматериалы.

По результатам рассмотрения дела составляют документ, форма которого зависит от учреждения, которое данный документ составляет. Если дело рассматривает не суд, а комиссия по делам несовершеннолетних, то итоговым документом будет протокол. В нём содержится следующая информация:

  • Место и дата рассмотрения дела.
  • Состав сотрудников госоргана, рассмотревшего дело.
  • Обстоятельства произошедшего.
  • Данные участников процесса.
  • Результаты ходатайств и отводов.
  • Показания по делу.
  • Результаты изучения документов.

В конце председатель и секретарь заседания ставят подписи.

Суд по результатам рассмотрения административных дел выносит постановление. В нём указывают:

  • ФИО, должность и адрес должностного лица, которое это постановление подписало.
  • Место и дата его рассмотрения.
  • Сведения о правонарушителе.
  • Обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
  • Ссылки на статьи КоАП РФ по которым привлекли виновного.
  • Решение и порядок его обжалования.

Дополнительно в постановлении может быть информация об изъятых у виновного вещах.

Виды производства об административных правонарушениях

Исходя из объёма и сложности дел, производство по ним бывает обычным, упрощённым и особым.

При обычном производстве дело проходит все стадии: возбуждение, рассмотрение, исполнение решения и его пересмотр.

Особое производство включает дополнительную стадию – административное расследование. Оно необходимо в случаях, когда:

  • Решение уже было обжаловано.
  • Дело возбуждал прокурор.
  • Обвиняемым по делу является прокурор, судья, депутат и иные специальные субъекты.

Упрощённый порядок производства обходится без выделения стадий. Штраф выписывают на месте правонарушения. Также при упрощённом порядке разбирательства административного правонарушения могут наказать предупреждением. Штраф и предупреждение выносят на основании постановления, которое уполномоченное лицо выносит прямо на месте фиксации нарушения.

Источник: https://ruadvocate.ru/ukrf/kak-vedyotsya-proizvodstvo-ob-administrativnyx-narusheniyax/

Все, что вам нужно знать
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: