Запрещающие нормы административного права примеры

Содержание
  1. Управомочивающие обязывающие и запрещающие нормы права
  2. Разъяснение
  3. Дополнительно
  4. Управомочивающие нормы права
  5. Запрещающие нормы права
  6. Дозволяющие, обязывающие, запрещающие нормы права
  7. Классификация административно-правовых норм
  8. Что такое административно-правовые нормы
  9. Какие классификации административно-правовых норм существуют
  10. Какие существуют запрещающие нормы в КоАП РФ? – Спектр Закона
  11. Запрещающие нормы административного права примеры из коап
  12. Запрещающие нормы административного права примеры из коап рф
  13. Обязывающие нормы административного права примеры из коап
  14. Понятие, особенности и виды административно-правовых норм в механизме административно-правового регулирования
  15. Административно-правовая норма
  16. Особенности административно-правовых норм
  17. Императивный характер административно-правовых норм
  18. Особенности структуры административно-правовых норм
  19. Виды правовых норм

Управомочивающие обязывающие и запрещающие нормы права

Запрещающие нормы административного права примеры

Обязывающие нормы права — нормы права, которые возлагают на субъекта обязанность совершить те или иные действия.

Разъяснение

Норма права — это закрепленное в нормативном акте общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.

Нормы права подразделяются на:

Управомочивающие нормы — нормы права, которые предоставляют субъекту право на совершение тех или иных действий.

Обязывающие нормы — нормы права, которые возлагают на субъекта обязанность совершить те или иные действия.

Запрещающие нормы — нормы права, которые возлагают на субъекта обязанность воздерживаться от совершения тех или иных действий.

В тексте нормативного акта обязывающие нормы права могут начинаться словами: «обязан», «необходимо», «должен» и т.д.

Примеры обязывающих норм права:

1) Каждый обязан платить законно установленные налоги (ст. 57 Конституции РФ).

3) Налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства; (пп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ)

Дополнительно

Норма права — это закрепленное в нормативном акте общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства

Управомочивающие нормы права

Управомочивающие нормы права — нормы права, которые предоставляют субъекту право на совершение тех или иных действий.

Запрещающие нормы права

Запрещающие нормы права — нормы права, которые возлагают на субъекта обязанность воздерживаться от совершения тех или иных действий.

Дозволяющие, обязывающие, запрещающие нормы права

Источник: https://domtriumf18.ru/upravomochivayushhie-obyazyvayushhie-i-zapreshhayushhie-normy-prava/

Классификация административно-правовых норм

Запрещающие нормы административного права примеры

VIDOTIP

Сервис по определению видов

VIDOTIP

Сервис по определению видов

Нормы административного права играют немаловажную роль в системе российского права, так как упорядочивают широкий круг разнообразных общественных отношений. Рассмотрим, какое значение они имеют и их классификацию.

Что такое административно-правовые нормы

Нормы административного права — это строго установленное и государством в лице уполномоченных органов, общеобязательные правила должного и возможного поведение, распространяющиеся на нечёткий круг субъектов, направленные на длительное применение, защищённые от посягательств принудительной силой государства.

Значение административно-правовой нормы заключается в следующем:

  • Регулируют процесс функционирования исполнительной ветви власти, устанавливая её правовой статус и компетенцию, процесс создания и ликвидации.
  • Нормы права определяют правовое положение предприятий, учреждений, организовывают взаимодействие с исполнительными органами. Закрепляют порядок регистрации юридических лиц, предоставления ими бухгалтерской отчётности государственным органам.
  • Определяют субъективные права и юридические обязанности граждан, устанавливают определённые гарантии их соблюдения.
  • Регулируют порядок подбора кадров, прохождения аттестации, разработки положений, должностных инструкций органами внутренних дел, госорганами.
  • Нормы административного права регулируют правоотношения в области защиты прав граждан, внешней среды и природопользования, предпринимательской деятельности, воинской службы.
  • Определяет, какие деяния подпадают под правонарушение, назначает меры правовой ответственности, регламентирует порядок рассмотрения по таким делам.

Не будь административных норм, не соблюдались бы точные требования законности действий участников правоотношений: государственных служащих, трудовых коллективов, граждан и юридических лиц

Какие классификации административно-правовых норм существуют

Классифицировать административно-процессуальные нормы можно по следующим основаниям:

По содержанию:

  • Материальные правовые нормы-это нормы, непосредственно устанавливающие объём права и содержание обязанностей, а также ответственность конкретных участников правоотношений. Например, в законе об общественных объединениях, говорится, что участниками могут быть граждане и юридические лица, выразившие поддержку идеям, этого объединения, участвующие без какого-либо оформления.
  • Процессуальные правовые нормы — определяют порядок, методы реализации норм материального права. Например, согласно КоАП потерпевший имеет право, знакомится с материалами дела, представлять доказательства, пользоваться юридической помощью представителя.

По методу воздействия на поведение субъектов:

  • Обязывающие — повелевают совершать только те действия, которые прямо указаны в законе. Например, работники полиции обязаны использовать в своей деятельности современные информационные системы.
  • Запрещающие — предусматривают запрет на осуществление тех или иных действий. Так, водителю запрещается управлять транспортным средством в нетрезвом состоянии.
  • Дозволительные — предусматривает несколько вариантов поведения, но окончательный выбор делает лицо на своё усмотрение. Так, в жилой зоне пешеходам разрешается передвигаться как по тротуарам, так и по проезжей части. Кроме того, в Конституции РФ закреплено, что каждый может свободно выбирать язык для общения, обучения и воспитания.
  • Стимулирующие — обеспечивают должное поведение участников правоотношений, посредством предоставления материальных, оздоровительных, моральных благ. Например, сотруднику полиции имеющему звание «Почётный сотрудник органов внутренних дел РФ» выплачивается ежемесячная надбавка, предоставляется право на бесплатное протезирование зубов, санаторно-курортное лечение.
  • Рекомендательные — предоставляют возможность самостоятельно принять решение по выполнению предписания. Например, велосипедистам и владельцам мопедов при движении в тёмное время суток, и при ограниченной видимости, рекомендуется иметь с собой светоотражающие элементы, обеспечивающие видимость иным средствам передвижения.

По действию во времени

  • Срочные — вводимые в действие на определённый срок, период. Например, вводится Постановлением администрации г.Ижевска N 462 временное ограничение с 10 апреля по 10 мая 2020 года на движение транспортного средства предельная масса, которого составляет 6 тонн. В связи с тем, что снижается несущая способность дорог.
  • Бессрочные — действуют от того времени пока в них не внесут официально изменения либо отменят, специализированные органы соответствующим распоряжением. Например, положения Конституции РФ.

По форме предписания

  • Императивные — это нормы, выражающиеся в строго категорических предписаниях, действующие независимо от желания субъектов. Например, сотруднику полиции запрещено подстрекать, склонять, побуждать к совершению противоправных действий.
  • Диспозитивные — это правила поведения, указанные в законе, с допускаемой возможностью формирования другой формы поведения. Так, в административном процессуальном кодексе сказано, что стороны по своему усмотрению, могут заключить мировое соглашение.

Источник: https://vidotip.com/jurisprudencija/klassifikacija-administrativno-pravovyh-norm/

Какие существуют запрещающие нормы в КоАП РФ? – Спектр Закона

Запрещающие нормы административного права примеры

Задание 1

Понятие и виды административно-правовых норм. Подберите в нормативных правовых актах соответствующие нормы административного права и выпишите по три примера:

  • а) обязывающие, управомочивающие и запрещающие нормы;
  • б) материальные и процессуальные нормы;
  • в) нормы, устанавливающие организацию и деятельность органов федеральной исполнительной власти Российской Федерации;
  • г) нормы, устанавливающие организацию и деятельность органов исполнительной власти Омской области (иного субъекта РФ, где Вы проживаете)

Ответ:

А. Обязывающие нормы административного права, т.е. предписывающие обязательное совершение определенных действий, о которых идет речь в данной норме.

КоАП РФ Статья 25.6. «Свидетель»

«Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний»;

КоАП РФ Статья 26.4 «Экспертиза»

«До направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта».

КоАП РФ Статья 26.6. «Вещественные доказательства»

«Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств до разрешения дела по существу, а также принять решение о них по окончании рассмотрения дела».

Управомочивающие нормы административного права, т.е. предоставляющие соответствующим органам и их должностным лицам государственно-властные полномочия по реализации специальных функций государственного управления.

КоАП РФ Статья 22.2. «Полномочия должностных лиц»

«2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, от имени органов, указанных в пункте 3 части 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривают уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

КоАП РФ Статья 23.2. «Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав»

«1. Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 5.36, 6.10, 20.22 настоящего Кодекса».

КоАП РФ Статья 25.1. «Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении»

«1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом».

Запрещающие нормы административного права, т.е. предусматривающие запрет на совершение определенных действий, указанных в данной норме.

КоАП РФ Статья 1.6. «Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением»

«1. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом».

КоАП РФ Статья 4.1. «Общие правила назначения административного наказания»

«5. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение».

КоАП РФ Статья 3.5. «Административный штраф»

«2. Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда».

Б. Материальные нормы административного права, юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность участников, регулируемых административным правом управленческих отношений, т. е. административно-право- вой статус органов управления и их должностных лиц.

КоАП РФ Статья 1.4. «Принцип равенства перед законом»

«1. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом.

Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств».

КоАП РФ Статья 3.1. «Цели административного наказания»

«1. Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица».

КоАП РФ Статья 2.2. «Формы вины»

«1. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть».

Процессуальные нормы административного права, определяют общие правила, порядок, процедуру нормотворческой, правоприменительной и юрисдикционной деятельности органов государственного управления и других субъектов административного права.

КоАП РФ Статья 28.2. «Протокол об административном правонарушении»

«1. О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частью 1 статьи 28.6 настоящего Кодекса».

КоАП РФ Статья 28.5. «Сроки составления протокола об административном правонарушении»

«1. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения».

КоАП РФ Статья 29.6. «Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении»

«1. Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела».

В. Нормы, устанавливающие организацию и деятельность органов федеральной исполнительной власти Российской Федерации

Конституция РФ;

Федеральные конституционные законы РФ;

Федеральные законы;

Указы и распоряжения президента РФ;

Постановления и распоряжения Правительства РФ;

Ведомственные акты федеральных органов исполнительной власти;

Примеры:

Федеральный закон РФ “О полиции”, N 3-ФЗ от 07.02.2011 (Статья 48. Материально-техническое обеспечение деятельности полиции)

Источник: https://vuzlit.ru/139766/administrativno-pravovye_normy

Запрещающие нормы административного права примеры из коап

Здесь же содержится и запрет: не допускать нарушения прав других водопользователей, а также нанесения вреда здоровью людей, окружающей природной среде и др.

Запрещающие – содержат юридически властное предписание, предусматривающее запрет на совершение определенного вида действий. В качестве примера можно предложить нормы особенной части КоАП, поскольку каждая подобная норма предусматривает состав конкретного административного правонарушения совершение которого возбраняется.

Другим примером может служить п. 11 ст. 16 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в соответствии с которой,

вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания ания и начала подсчета избирателей запрещается.

Еще один пример– норма п. 4 ст. 41 вышеназванного закона.

В соответствии с названной нормой им является событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Процессуальные нормы регламентируют порядок реализации прав и обязанностей участников административных отношений, установленных материальными нормами. Например, в соответствии с ч. 1 ст.

7 Федерального закона “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях” уведомление о публичном мероприятии (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

  • Запрещающие нормы административного права примеры из коап
  • Запрещающие нормы административного права примеры из коап рф
  • Обязывающие нормы административного права примеры из коап

К гражданам, совершившим правонарушения, может быть применено физическое насилие и иные меры принуждения в целях пресечения правонарушения, обеспечения производства по делу и обеспечения выполнения постановления о применении взыскания (применение физической силы, личный досмотр и др.).

. Право на передвижение (ст. 27 Конституции). Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Внимание

Ограничения, установленные правовыми актами, связаны с режимом паспортной системы и регистрации. Лица, находящиеся на территории РФ, могут свободно выезжать за ее пределы.

.

Право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию.

Граждане РФ, имея права, вместе с тем выполняют возложенные на них законом обязанности.

Запрещающие нормы административного права примеры из коап рф

Так, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” (в ред. от 2 ноября 2004 г.) определяет административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

Вместе с тем отдельные нормы данного Закона обращены к определенным подгруппам, например таким, как иностранные граждане, обучающиеся в РФ в образовательных учреждениях; иностранные работники; иностранные граждане, поступающие на военную службу по контракту и проходящие военную службу; иностранные граждане, имеющие дипломатические привилегии и иммунитеты.

По территории (масштабу) действия административно-правовые нормы классифицируются на федеральные, нормы субъектов РФ, межтерриториальные, нормы местного самоуправления, а также действующие на определенных территориях.

Федеральные нормы.

Обязывающие нормы административного права примеры из коап

Предлагается следующая их классификация.

Центральное место при этом закономерно отводится характерном для всех правовых норм выделению двух основных их видов, соответствующих целям содержащихся в них юридически властных предписаний. Это материальные и процессуальные нормы.

Материальные административно-правовые нормы определяют объем и содержание обязанностей и прав конкретных участников регулируемых общественных отношений.
Фактически речь идет о формировании их административно-правового статуса (правового положения).

Особенностью материальных норм административного права является то, что ими закрепляются юридические возможности того или иного участника управленческих отношений в статичном варианте, т.е. до стадии практической реализации этих возможностей.

На наш взгляд, запрещающие нормы можно рассматривать и как своего рода разновидность обязывающих норм. По сути, запрещающие нормы формулируют должное поведение путем не указания на действие, а недопущения нежелательного действия (например, принятие посылки от неизвестного лица для перевозки в самолете).

Уполномочивающие (дозволительные) нормы.

Данная разновидность административно-правовых норм предоставляет возможность лицу в ряде случаев совершать действия по своему усмотрению, хотя и в определенных рамках.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом».

Запрещающие нормы административного права, т.е. предусматривающие запрет на совершение определенных действий, указанных в данной норме.

КоАП РФ Статья 1.6. «Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением»

«1.

N 54-ФЗ “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях”

Источник: https://ohrana-nasledie.ru/zapreshhayushhie-normy-administrativnogo-prava-primery-iz-koap

Источник: https://spektr-zakona.ru/kakie-sushhestvujut-zapreshhajushhie-normy-v.html

Понятие, особенности и виды административно-правовых норм в механизме административно-правового регулирования

Запрещающие нормы административного права примеры

Схема административно-правового регулирования общественных отношениях включает в себя следующих два момента:

  1. нормы административно-правового характера;
  2. отношения административно-правового характера, а также защиту подобных отношений в тех случаях, когда поведение субъектов административно-правовых отношений имеют достаточно деформированное правосознание.

Административно-правовая норма

Определение 1

Как и любая другая норма, административно-правовая норма выглядит как строго установленное, либо санкционированное страной правило поведения, которое распространяется на нечеткий круг субъектов, и рассчитанное на многоразовое применение. Похожесть административно-правовых норм с нормами отраслей самого права объясняется тем, что административное право это одна из базовых отраслей права в РФ.

Нормы, которые его составляют, обычно, отвечают всем общим теоретическим характеристикам и критериям с точки зрения их социальной и политической сущности и роли в обществе. Вместе с общностью, имеют место и иные особенности административно-правовых норм, если сравнивать их с нормами различных других отраслей права.

Особенности административно-правовых норм

Главной особенностью является то, что вышеуказанные нормы имеют собственный предмет регулирования, именно в тех отношениях в обществе, которые те же правоведческие нормы и регулируют.

Императивный характер административно-правовых норм

К особенностям, которые выделяют нормы, можно отнести императивный (повелительный) характер. Именно последний факт отличает их от гражданско-правовых норм, где отражаются и закрепляются равные позиции, а также проявляется полная независимость воли участников регулируемых отношений.

Императивный характер административно-правового регулирования, вовсе не всегда связан с приведением в действие государственных полномочий субъектом исполнительной власти.

Также, повелительный характер административно-правовых норм зачастую проявляет себя в предоставлении гражданам абсолютного права запрашивать от государственных структур власти должное поведение и образ действия, относительно конкретного гражданина.

Особенности структуры административно-правовых норм

Также, своеобразные особенности присутствуют и в самой системе административно-правовых норм. Как и абсолютно все другие правовые нормы, данные имеют гипотезу и строгую диспозицию. При этом, они часто вовсе не содержат санкции как логичные последствия ее несоблюдения.

Замечание 1

К слову, санкции представляют собой обязательный элемент системы любой нормы права. Без наличия санкции правоведческая норма попросту не может существовать.

Все санкции, грубо говоря, вынесены за все рамки содержания нормы и строго предусмотрены в иных административных актах права.

Пример 1

Примером вышеуказанного случая является предусмотрение санкций в законодательстве о строгой дисциплинарной и административной ответственности.

Опиши задание

Виды правовых норм

Согласно своих характеристик и содержания, административно-правовые нормы могут быть следующими:

  • обязывающие;
  • запрещающие;
  • наделяющие полномочиями;
  • поощрительные.

Замечание 2

Стоить учитывать тот факт, что большинство норм являются напрямую предписывающими обязанным субъектам на постоянной основе регулярно совершать четкие положительные организационные действия.

К таким нормам относятся:

  • нормы, которые имеют отношение к компетенции государственных органов и лиц, служащих там;
  • нормы, которые вмещают сведения о порядке формирования органов;
  • нормы, которые работают с порядком обращения граждан.

Помимо всех вышеперечисленных, существуют и запрещающие нормы. Их задача устанавливать недопустимые действия. Последние подразумевают нормы нормы, которые регулируют составы административных правонарушений и базовые догмы разрешительного механизма.

Существует также категория уполномочивающих нормы. К ним относят виды норм, которые предоставляют ряд определенных прав и обязанностей органам, должностным лицам, а также конкретным гражданам. Использовать такие полномочия они могут по своему желанию.

Замечание 3

К слову, вышеуказанные лица, вправе и отказаться от реализации таких норм. К последним относятся нормы, которые влекут за собой возможность те, либо иные действия в плане управления по усмотрению субъекта.

Последние устанавливают строгие границы полномочий. Особой категорией уполномочивающих норм, как правило, считают поощрительные нормы. Они наделяют полномочиями конкретных субъектов на то, чтобы применять различные меры поощрения.

Базовыми характеристиками для абсолютно всех административно-правовых норм является их большое количество. А также огромное число и разнообразность форм их групп, структурности и кодификации.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/ponjatie-osobennosti-i-vidy-administrativno-pravov/

Все, что вам нужно знать
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: